История храма в с. Верхний Мелекесс.

Из церковной истории с. Верхний Мелекесс.

Деревня Верхний Мелекесс возникла в нач. XVIIIв. и была населена чувашами. До 1860-х гг. жители являлись удел. крестьянами; занимались земледелием. Сохранилось мало сведений об окормлении православных жителей с. Верхний Мелекесс до конца XIX века. Имеются лишь отрывочные сведения. Священники в приходах с инородческим населением старались посещать деревни, не имеющие своих храмов, и совершали там богослужения, особенно в великопостные дни. Подобные сведения имеются в рапорте 1878г. благочинного II округа священника Алексея Люстрицкого: «для большего развития религиозного чувства и христианских истин в среде инородцев чуваш, многие священники ездят по обоим приходским деревням, - совершают там, особенно в св. четыредесятницу, богослужение, не упуская случая преподать молящимся то или другое учение Христовой веры. Плодом такой миссионерской деятельности пастырей является то, что многие чуваши стали мало по малу привыкать к исполнению христианских обязанностей... чуваши д. Верхнего Мелекесса составили даже между собою особый приговор, которым обязали всех жителей своей деревни непременно праздновать воскресный день, вместо пятницы, под опасением за неисполнение «его приговора денежного штрафа. Приговор этот составлен по желанию самих же чуваш». Сама деревня Верхний Мелекесс в церковном отношении была связана с Христорождественским приходом с. Калмыцкая Сахча (ныне с. Верхняя Якушка). В рапорте от 10 декабря 1893г. священника Василий Остроумов находим сообщения о совершении богослужения на чувашском языке в с. Верхний Мелекесс. Собирались в доме Семена Ильича Сарбахтина и служили всенощное бдение накануне праздничных и воскресных дней, а так же молебны на Святую Пасху и малого водоосвящения. При этом использовали богослужебные книги на чувашском языке, изданные братством святителя Гурия в Казани: часослов, служебник, требник, октоих и последование на Святую Пасху. Тот же священник Василия Остроумова сообщал, что в деревне Верхний Мелекесс сами грамотные миряне взялись за дело обучения своих односельчан: велись внебогослужебные беседы в своих домах грамотными крестьянами из чуваш: Антоном Долговым, Трифоном Ивановым, Федором Лаврентьевым и Ксении Макаровой. Для проведения бесед использовались следующие пособия: «Священная история Ветхого и Нового Завета», «О загробной жизни по учению православной церкви», «Главные церковные праздники Господские и Богородичные», «Житие Святых апостолов Петра и Павла», «Ангелы добрый и злой», «В память девятисотлетия крещения Руси», «О Боге и Его отношения к человеческому роду», «Поучение против языческих чувашских жертвоприношений». Для молитвы верующими использовались молитвенники на чувашском языке и Евангелие. Характерно, что еще до 1893 года в деревне Верхний Мелекесс существовала неофициально под руководством Ксении Макаровой школа грамоты, которая впоследствии перешла под руководство Антона Захаровича Долгова. К концу 1893 года в ней обучалось 12 мальчиков.

Население деревни быстро росло (1849г. – 443 чел., 1883г. – 682 чел, 1901г. - 976 чел.) и встала необходимость организация прихода. Уже 1895г. официально была открыта чувашская церковная школа грамоты для мальчиков, а через два года в школу стали принимать и девочек. 1 января 1898 году, когда в Христорождественской церкви открылся второй штат для священника и псаломщика это было сделано для того, чтобы окормлять прихожан с. Верхний Мелекесс. Первым священником стал о. Александр Никитин (1864г.р., из чуваш). В том же году в дер. Верний Мелекесс выстроен дом для священника с «надворными службами». В 1900г. Для школы было построено отдельное здание, а также выстроен дом для псаломщика. Наконец, к следующему году окончено строительство самой церкви. Освящение было совершено 2(15) октября 1901г. епископом Гурием, церковь вмещала до 250 богомольцев. Рядом с церковью находилась сторожка и просфорня. (На 1903 год церковной ограды еще не было). 14(27) ноября 1901г. местная школа грамоты преобразована в церковно-приходскую школу. Тогда в ней обучалось 33 мальчика и 20 девочек из чуваш (окончил курс 1 мальчик). На 1903 год обучалось 20 мальчиков и 6 девочек (в этом же году окончили курс 3 девочки и 3 мальчика). Характерно, что школа ремонтировалась, отапливалась, окрашивалась и даже была застрахована на общественный, а не казенный счет. Имелась квартира для учительницы. В школе, кроме учебников, были книги для внекласснаго чтения на чувашском и на русском языках количеством 50 экземпляров. Обучение велось на чувашском языке: заведующий школой о. Александр Никитин и оба учителя — псаломщик Иван Миронович Миронов и Апполинария Захаровна Смирнова окончили курс в Симбирской чувашской учительской школе. Однако не смотря на наличие церкви и школы, все же часть жителей села не оставляли языческих обычаев. В 1902г. по некоторым сведениям отмечен обряд жертвоприношения киремети. Можно сделать предположение, что стремление священников искоренить двоеверие вызывало противодействие со стороны местного населения, что косвенным образом подтверждается частой переменой священников (сами они были из чуваш и поэтому хорошо знали о чувашских языческих обычаях). 26 сентября (9 октября) 1903 года сменился священник. Новым священником стал о. Владимир Константинович Константинов (переведен из с. С. Сахча), он и стал новым заведующим школой (с приходом нового священника перевелся псаломщик). 6 (19) июля 1905 г. указом Святейшего Синода церковь села В. Мелекесс была выделена в отдельный приход. С 1908г. на приходе священником служил Даниил Никифорович Никифоров, с 1910г. по крайней мере до начала 1917г. - Федор Петрович Петров. О последующих священниках сведения не имеются. После революционных событий 1917г. приход продолжил свою деятельность, но подробных сведений не обнаружено. Священники, которые когда то служили в храме о. Александр Никитин1 и о. Владимир Константинов2, согласно Книги памяти Самарской области, были репрессированы. Можно предположить, что до 30-х гг. в храме все же совершалось богослужение. Известно, ходатайство Мелекесского райисполкома о закрытии церкви. Постановлением Президиума крайисполкома от 15.08.1936г. церковь была закрыта и «назначена под дом соцкультуры».

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИЗ КЛИРОВОЙ ВЕДОМОСТИ ЗА 1913г.

Ведомость о церкви Михаило-Архангельской, состоящей в II – м благочин. Округе Ставропольского уезда Самарской епархии в селе Верхнем Мелекессе, за 1913 год.

1.                 Церковь построена в с. Верхнем Мелекессе в 1901 году тщанием прихожан.

2.                 Зданием деревенная на каменном фундаменте, с такою же колокольнею, в одной связи, крепка, теплая, покрыта железом.

3.                 Престолов в ней один, во имя Св. Архистратига Божия Михаила.

4.                 Утварию церковь бедная, богослужебными книгами снабжена достаточно.

5.                 По штату при ней положены: священник и псаломщик.

6.                 Дома для священно и церковно-служителей на церковной усадебной земле деревянные, построены тщанием прихожан в 1900-1902 году и составляет собственность церкви. Другие здания, принадлежащыя церкви: церковно-приходская школа и сторожка, построены в 1900 году.

7.                 Разстоянием сия церковь от Консистории в 120 верстах, от местнаго благочиннаго в посаде Мелекессе в 17 верстах, от уезднаго города Ставрополя в 80 верстах, от железной и почтовой станции «Мелекесс» в 17 верстах; почтовый адрес церкви: посад Мелекесс, Самарской губернии.

8.                 Ближайшия к сей церкви: в селе Новой Майне «Казанско-Богородичная» 5 верст, в селе Ярзаве «Михаило-Архангельская» 7 верст, в селе Авралях (Калмыцкая Сахча) «Христо-Рождественская» 6 верст, в селе Филипповке «Космо-Дамианская» 12 верст и в селе Сабакаеве «Никольская» 9 верст.

9.                 Имеющияся в приходе школы церковно-приходская, открыта в (14 ноября) 1901 году. Церковная школа помещается в доме собственном, на содержание ея отпускается от сельского общества: на наем сторожа, на отопление и освящение 80 руб. в год ….коп. В сем году в ней обучается 50 мальчиков и 20 девочек. В 1913 году в школе окончили полный курс 10 мальчиков и 2 девочки. Учащими в школе состоят: 1) учительница Александра Антипова, окончившая курс в Самарском Епархиальном женском училище и 2) учитель Иван Шумов, окончивший курс в Сихтерминском двухклассном М.Н.П. училище Спасского уезда и выдержавший экзамен на звание учителя начальной инородческой школы при Казанской Учительской Семинарии. Оба учащие получают 360 руб. жалования в год.

10.             При церкви состоит старостою церковным крестьянин Николай Ильич Имман, который должность свою проходит с 1911 году.

11.             Преосвященный в последний раз посетил приход в 1901 году.

12.             Церковное попечительство существует в приходе с 1905 года. Председатель его с 1911 года состоит местный священник Феодор Петров, членами 4 человека крестьян. От прошлаго 1912 году оставилось попечительством сумма 42 рубля, в 1913 году изыскано попечительством 458 рублей, а всего в приходе 500 рублей, кои все израсходованы.

13.             Число домов или хозяйств 188. Число душ крестьян – чуваш: 1157, в том числе 549 муж. и 608 жен.

Священник Феодор Петрович Петров, сын крестьянина, родился 28 мая 1883года, поведения отличнаго. Образование получил в Симбирской Чувашской Учительской Школе, где окончил в 1901 г. полный курс с званием учителя начального народного училища. По окончании курса в течение трех лет состоял учителем Ново-Суркинской Миссионерской школы Бугульминского уезда. С 1904г. по 1906г. состоял учителем Кичуйского начального народного училища того же уезда. 3 сентября 1906г. Его Преосвященством, Преосвященнейшим Константином, Епископом Самарским и Ставропольским, рукоположен во священника к Христо-Рождественской церкви села Туармы Бугульминского уезда. По усмотрению того же Преосвященнаго 24 февраля 1908г. перемещен на священническую вакансию в село Верхнюю Кармалку, Бугульминского уезда. По собственному прошению тем же Преосвященным 11 января 1910 г. переведен в село Верхний Мелекесс, Ставропольского уезда. Проходит должность Законоучителя и Заведующаго Верхнее-Мелекесской церковно-приходской школы с 25 января 1910г. По постановлению Самарской Духовной Консистории в 1909г. за небрежное обращение со Св. Дарами был послан на один месяц в Бугульминский Александро-Невский монастырь на эпитимию, с запрещением священнослужения. Жена: Марфа (Мария?) Ефремова, родилась 26 августа 1884года. Дети: Вера (10 сентября 1905г.), Алексей (19 декабря 1907г.), Зинаида (28 сентября 1909г.), Раиса (26 июля 1913г.)».

В 90-ых гг. в связи с возрождением церковной жизни в стране встал вопрос о строительстве в селе храма. Тщанием и по инициативе Веры Петровны Евстифеевой осенью 2006г. было начато строительство кирпичного храма в честь Архистратига Божия Михаила. Приход был официально зарегистрирован в 2008г.  Регулярно по праздникам стали совершаться богослужения священниками из г. Димитровграда. Также духовно окормлял общину протоиерей Владимир Зерюкин из соседнего п. Новая Майна. В будние дни члены приходской общины постоянно собирались для молитвы в храме: пели акафисты, читали псалтирь. Одновременно продолжалось строительство. В марте 2010г. в храм был назначен настоятелем иерей Роман Кузьмин. В настоящее время на Приходе совершается регулярно богослужение и жителя села приобщаются к церковной жизни. 

1Приговорен в 1929г. по статье 58-10 к 3 годам ссылки на Север

2Приговорен в 1931г. по статье 58-10 к 8 годам заключения в концлагере